Ялтинский театр им. А. П. Чехова

История «Ялтинского театра им. А. П. Чехова»


    Сегодня никто с точностью не скажет, где и когда появился первый театр. Но то, что именно театр стал одним из первых признаков цивилизованного общества, совершенно очевидно. Ведь еще древние греки говорили: город только тогда становится городом, когда в нем есть театр…

 

Смотреть фильм об истории Ялтинского театра им. А. П. Чехова

С развитием Ялты во второй половине XIX века в городе проблема: как и чем развлекать жителей и приезжающих на отдых. Небольшой танцевальный зал и эстрада для оркестра в городском саду были явно недостаточны. А театральным антрепренёрам ставить спектакли было негде. В январе 1883 года Управа сдает часть городского сада в аренду потомственному почетному гражданину Бегуну Фоке Ароновичу с условием выстроить на каменном фундаменте или на столбах деревянную театральную сцену с двумя уборными по бокам. К сезону 1883 года город принял, построенный Бегуном летний деревянный театр под железом. 26 мая в летнем театре Общество русских артистов поставило водевиль в 5-ти действиях «Война жен с мужьями, или Спор до слез, а об заклад не бейся». В дальнейшем Бегун пристроил деревянный театральный зрительный зал, две галереи на столбах, крытые досками, деревянную, крытую железом, сцену, 2-хэтажное деревянное здание под железом для реквизита. Первый ялтинский театр получился небольшим, всего на 315 мест, но очень милым. Фойе состояло из двух передних, касс, бильярдной и при ней — двух столовых. Потолок и стены зрительного зала оштукатурены и расписаны; перила, отделяющие ложи от партера, были обиты малиновым бархатом, а глухой барьер под ними обшит холстом и расписан красками с золотым багетом. Вход в театр был со стороны городского сада.

 

«…В городском саду построен очень маленький театр с чистой, даже несколько роскошной отделкой. Антрепренер Бегун арендовал этот храм Мельпомены, но дела тут не блестящи, так как актеры без таланта, а опереточные — без голоса…».

 

«Путеводитель по Ялте» за 1888 год, автор — доктор Ф. Вебер

 

Ф. Бегун часто предоставлял сцену гастролирующим труппам, и потому «в театре участвовали беспрестанно известные столичные актеры». Так, например, театральный сезон 1886 года открывала 15 апреля оперетта под управлением Черкасова, затем выступала малорусская труппа М. Старицкого. Несмотря на все старания, пятилетний сбор показал, что театр нёс убытки, и доход не покрывал расходов… По истечению срока аренды между городом и Ф.А.Бегуном, городской голова А. Л. Врангель дает указание городскому архитектору Н. П. Краснову принять у Бегуна постройки и объявить о публичной продаже имущества Почетного гражданина Бегуна. Был составлен список: стульев в партере – 178, стульев в ложах-бенуа – 100, стульев в ложах бельэтажа – 37, кроме того, буфеты, скамьи, шкафы, люстры и т. д. всего на 1951 руб. Город купил за 306 рублей стулья, вешалки, люстры и прочее оборудование театра.

 

С апреля 1888 г. театр арендовал антрепренёр, бывший артист Императорских театров, Семен Никодимович Новиков. В том сезоне на сцене ялтинского театра гастролировала труппа Н. К. Садовского, в составе которой были блестящие мастера: Мария Заньковецкая, Марк Кропивницкий, Панас Саксаганский и Иван Карпенко-Карый… Зимой, когда поток гастролёров резко уменьшался, в ялтинском театре жизнь не замирала. Вошло в обычай устраивать два-три концерта или любительский спектакль в пользу Общины сестер милосердия, что обычно заканчивалось успехом и приносило порядочный доход. Очень удачно получилась опера «Русалка». Она прошла 18 раз, и, как ни стран но, театр всегда был заполнен.

 

«…Ставили драму Карпенко-Карого «Безталанна». Драма разыграна была превосходно. Все исполнители главных ролей: г-жи Линицкая, Суслова и Шевченко, гг. Садовский, Карпенко-Карый и др. — имели шумный успех…» «Крымский вестник»

 

Ялтинская публика, не имея зимой других развлечений, любила ходить в театр. Но все же первое время дела у Новикова шли плохо, ему даже пришлось просить о переносе срока уплаты арендных денег. Весь 1895 год под руководством архитектора Н. Г. Тарасова шли строительные работы. Новое здание городского театра было одноэтажным. Его просторная сцена, вместительный зал, большие коридоры и фойе вызывали восхищение артистов и публики. Было в ялтинском театре и большое панно, его написал художник Ционглинский.

 

Театр открыли 28 июля 1896 года спектаклем А. Н. Островского «Без вины виноватые». Роль Незнамова исполнял крупнейший русский трагик, артист Александрийского театра Мамонт Дальский. В последующие дни вместе с актёрами киевского и харьковского театров он играл в пьесах «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Женитьба Белугина» и «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского, «Уриель Акоста» К. Гуцкова. Не успели ялтинцы прийти в себя от игры Дальского, а на сцене театра уже разыгрывались трагедии «Отелло» Шекспира и «Разбойники» Шиллера с участием замечательных артистов — братьев Адельгейм (с 1931 года — Народные артисты РСФСР). Осенью 1897 года в ялтинском театре читали свои произведения Н. Гарин-Михайловский и К. Станюкович. Тогда же состоялись гастроли уже известной ялтинцам замечательной театральной труппы под руководством Н. Садовского. Вновь блистала на сцене непревзойденная М. Заньковецкая в пьесах «Ой не ходи, Грицю» и «Цыганка Аза» М. Старицкого, в опере «Наталка-Полтавка» Н. Лысенко. Эта же труппа законтрактовала ялтинский театр на весь октябрь 1899 года. Она привезла с собой 23 спектакля. Наиболее удачной критики нашли пьесу «Чумаки», а Карпенко-Карого справедливо считали одним из лучших актёров. А за год до этого, в разгар бархатного сезона 1898г., на сцене у Новикова пел тогда еще совсем молодой Ф. Шаляпин. Аккомпанировал ему друг и будущий гений музыкальной культуры — пианист Сергей Рахманинов. Среди слушателей присутствовал А. П. Чехов. Спустя пять дней, на повторном концерте, публика устроила бурные овации и преподнесла певцу лавровый венок. С этого концерта в ялтинском театре началась головокружительная карьера Шаляпина и Рахманинова.

 

«Это была весна нашего театра, самый благоуханный и радостный период его жизни. Мы ехали к Антону Павловичу в Крым… Мы герои дня не только в Москве, но и в Крыму, в Ялте…» К. С. Станиславский

 

В 1898 году Немирович-Данченко просит Антона Павловича разрешить постановку «Чайки» на сцене МХТ. «Если ты не дашь, то зарежешь меня, т. к. «Чайка» единственная современная пьеса, захватывающая меня как режиссера, а ты — единственный современный писатель, который представляет большой интерес для театра с образцовым репертуаром», — настаивал Немирович-Данченко. Антону Павловичу очень хотелось самому увидеть как поставлены его пьесы, но из-за болезни он не мог поехать в Москву. В письмах к друзьям Чехов просит театр приехать в Ялту. Станиславский позднее вспоминал: «Антон Павлович не может приехать к нам, так как он болен, поэтому мы едем к нему, так как мы здоровы. Если Магомет не идет к горе, гора идет к Магомету. Артисты, их жены, дети, няни, рабочие, бутафоры, костюмеры, парикмахеры, несколько вагонов имущества, в самую распутицу, двинулись из холодной Москвы под южное солнце. Шубы долой! Вынимайте легкие платья, соломенные шляпы! Нужды нет, что день-другой померзнем в дороге! Зато там согреемся! Целый вагон был отдан в наше распоряжение. Ехать предстояло двое суток. Когда люди молоды и весна на дворе, все кажется веселым и радостным. Нельзя описать всех шуток, забавных сцен, комических происшествий во время нашего путешествия. Мы пели, шалили, заводили новые знакомства». 14 апреля 1900 года Художественный театр приехал в Ялту. К этому времени в городе уже были и друзья Чехова: Горький, Бунин, Куприн, Мамин-Сибиряк, Скиталец.

 

«…Восторги публики буквально доходили до неистовства, на сцену со всех сторон бросали венки, цветы, а под конец — шапки и перчатки…» «Крымский вестник»

 

Трудно описать, что творилось в Ялтинском театре эти восемь дней… 22 апреля, накануне прощального спектакля, артисты театра устроили литературный вечер в пользу нуждающихся больных. В первых двух отделениях читали сцены из трагедий А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» и Софокла «Антигона», драмы Г. Гауптмана «Потонувший колокол». В третьем отделении исполнялись произведения А.Чехова и М. Горького. Публика стоя скандировала «Браво!». Да разве могло быть иначе, ведь в литературном вечере принимали участие почти все мхатовцы, а это около 20 актеров, среди которых О. Книппер-Чехова, Б. Мейерхольд, Б. Качалов, А. Вишневский, М. Андреева, И. Москвин и др. На последнем показе «Дяди Вани» все вызывали Чехова… И когда он появился перед зрителями, кто-то поднес ему пальмовую ветвь, перевязанную красной лентой с надписью: «Антону Павловичу Чехову — глубокому истолкователю русской действительности 23 апреля 1900г.». МХТ показывал в Ялте «Чайку» и «Дядю Ваню» Чехова, а также «Гедду Габлер» Ибсена и «Одиноких» Гауптмана. Последняя пьеса понравилось Чехову больше своих. «Это — настоящий драматург! Я же не драматург, послушайте, я — доктор», — говорил писатель актерам. Это было огромное событие для театра, для Ялты, для Крыма. Это было уникальное событие и потому, что театр приехал в гости к Чехову, и потому, что это была первая гастрольная поездка в истории МХТа.

 

«Новиков возводит здание театра на городской земле по ул. Екатерининской со всеми постройками: уборными артистов, канализацией, водопроводом, электричеством стоимостью не менее 30 000 рублей. Строительство должно быть окончено не более чем через шесть месяцев после утверждения проекта…» Из договора Новикова с Ялтинской городской Управой

 

Спустя пять месяцев Ялта лишилась своего нового, ставшего уже любимым, театра. Это случилось в ночь с 10 на 11 сентября 1900 года. Пётр Надворников, рабочий в труппе Новикова, «пришел пьяный и лёг спать в комнате для рабочих в здании театра, не погасив рядом с собой свечу. Она, догорев, или будучи опрокинута Надворниковым, подожгла театр». Пожар уничтожил все, нанеся урон почти в 40 000 рублей. Суд приговорил ялтинского мещанина П. Г. Надворникова, 33 лет, подвергнуть денежному взысканию в размере 50 рублей, при несостоятельности — арестовать на две недели. Виновник отделался легким испугом. С. Новикову вернули арендную сумму за два неиспользованных года, равную 4 000 рублей.

 

Страховое общество возместило городу ущерб в полном объеме. В проигрыше оказались горожане. За отсутствием театра спектакли шли в курзале. Боже, как волновались ялтинцы осенью 1902 года! Да и как было не волноваться: в город приехала сама Вера Комиссаржевская. Она будет играть!!! Но как попасть всем желающим в тесный курзал?.. Многим это не удалось. Актриса тоже осталась недовольна.

 

«Играла вчера «Бесприданницу» (здесь играть ужасно: сцена, как в школе императорской, а публика — аристократия)», — писала она после спектакля. Вновь встала проблема театра. Помочь городу опять взялся С. Н. Новиков, бывший артист и киевский 1 гильдии купец.

 

С. Н. Новиков обязался построить здание театра со всеми постройками по плану, составленному архитектором Львом Николаевичем Шаповаловым. Здание театра и служб поступает в безвозмездное пользование С. Н. Новикова на 10 лет со дня принятия от него построек. Воду и электрическое освещение оплачивает Новиков, он же и делает текущий ремонт.

 

Новиков обязуется давать в театре ежегодно не менее 100 представлений: оперных, опереточных, драматических, балетных и др. по своему усмотрению, кроме кафешантанных. За не доигранное число спектаклей он платит по 15 руб. за спектакль. Мебель в театре должна быть «венская», декорации приличные и не менее 10 перемен. Пресса широко освещала строительство театра. Когда подходили к концу отделочные работы, газета «Русская Ривьера» писала, что «внутренний вид «Новиковского» театра производит выгодное впечатление».

 

«Театральная репутация Ялты теперь несколько поднимется, и на будущее время город обзаведется своей постоянной драмой» Столичный журнал «Театр и искусство», 1910 год

 

«Небольшой, но высокий, поместительный зал вмещает много воздуха, который проветривается электрическими вентиляторами усовершенствованной системы, устроенными в куполе здания. Все места, до галереи включительно, расположены удобно в акустическом и зрительном отношении. Партер меблирован удобными, широкими, изящной работы креслами с автоматически бесшумно поднимающимися сиденьями.

 

Для оркестра устроено углубление перед сценой, и музыканты будут скрыты от публики. Занавесей две: одна с различными рекламами, наподобие занавеса в «Казино», и другая из тяжелой гладкой материи». Новое здание было рассчитано на 700 мест и готово раньше срока. Ялтинцы называли его «Новиковским». Открытие нового театра состоялось 5 сентября 1908 года концертом знаменитой певицы, солистки театра Его Императорского Величества М.И. Долиной, которую сменила опереточная труппа Рафальского и Новикова, затем — итальянская опера. С первого и до последнего дня жизнь «Новиковского» театра была насыщенной и разнообразной. Летом и осенью сцена театра была занята практически ежедневно. В числе прочих были и общедоступные спектакли, где цены на билет начинались от 12 копеек. Теперь уже в отношении оперных и драматических искусств ялтинцы не чувствовали себя в отрыве от больших городов. Репертуар театра мог удовлетворить любой, даже взыскательный вкус.

 

Столичный журнал «Театр и искусство» информируя читателей, сообщал, что «Драматическое товарищество» под управлением A. M. Коралли-Торцова, играя в театре Новикова, уже за первые 1,5 месяца гастролей наработало 1000 рублей, и что энергичные предприниматели заранее ведут переговоры с владельцем театра на гастрольные спектакли. Если учесть, что ежегодно было как минимум 100 представлений, то перечислить весь репертуар театра невозможно. 1909 год запомнился выступлением хора и капеллы под управлением Кирилла и Юрия Дмитриевичей Агреневых-Славянских. Удовольствие от великолепного исполнения усиливалось гордостью, что Агреневы-Славянские жили в Ялте.

 

1912 год подарил любителям оперы «Пиковую даму», «Таис», «Евгения Онегина», «Кармен» и «Демона» в постановке Императорских театров с участием неповторимого Давида Южина. «Петербургская опера» привезла «Веселую вдову» и закрыла сезон бенефисом талантливого премьера труппы Августова в оперетте К. Целлера «Продавец птиц».

 

Весной приехала с концертами горячо любимая ялтинской публикой певица Анастасия Вяльцева. Её концерты всегда проходили при переполненном зале, на них, как правило, присутствовали представители высшего общества. Звучали романсы в исполнении Вяльцевой и других оперных исполнителей. В декабре можно было послушать комическую оперу Квитко-Основьяненко «Сватанье на Гончаривци», посмотреть драму М. Кропивницкого и его оперу-феерию «Вий». Репертуар 1913 года состоял в основном из трагедий, драм и театра миниатюр Т. Щепкиной-Куперник. Последняя была правнучкой великого актера М. Щепкина, близким другом А. Чехова и М. Ермоловой, к тому же талантливой писательницей и драматургом.

 

В 1879 году в семье ялтинского провизора родилась дочь, которой суждено было стать одной из первых звезд Голливуда. Ее настоящее имя — Марем-Идес (Аделаида Яковлевна) Левентон — известно очень немногим. Мир знает ее как Аллу Назимову. 16-летней девочкой Аделаида Левентон уехала в Москву, чтобы летом 1901 года вернуться в Ялту актрисой Аллой Назимовой. Вместе с известным столичным актером П. Н. Орленевым представляла картины из романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы».

 

Через три года Алла Назимова и Орленев посетят Ялту еще раз, представив публике «Привидения» Ибсена. Пьеса не захватила скучающую курортную публику, а в России и за рубежом принесла им огромный успех. В Ялте Назимову застала весть о смерти А. Чехова, и она соглашается принять участие в вечере, посвященном писателю.

 

Простившись с Ялтой, Назимова и Орленев отправились на гастроли в Европу и Америку, где и решили остаться. В 1916 году Назимова начала сниматься в кино. Она снималась очень много, но звездой Голливуда ее сделали фильмы Альберта Капеллани.

 

1915 год вошел в историю театра августовскими концертами солиста Императорских театров Леонида Собинова. Публики было столько, что, казалось, не осталось свободного сантиметра. Овации не смолкали, артист устал выходить на «бис» и «браво». Такие же овации оглашали Ялтинский театр весной 1917 года, когда в Ялту вновь приехал МХТ на этот раз во главе с В. И. Качаловым (Народный артист СССР с 1936г.). Московские актёры поставили пьесу А. Чехова «Дядя Ваня» с участием О. Книппер-Чеховой.

 

Много раз в «Новиковском» театре шли пьесы очень популярного драматурга, жившего в Ялте, С. Л. Найдёнова. Особенной любовью пользовались его «Дети Ванюшина». В годы революционной и военной сумятицы (1917-1920гг.) театральные афиши заполнены рекламами прощальных и благотворительных концертов, спектаклей, бенефисов.

 

«21 июля 1944г. было опубликовано постановление Совета Народных Комиссаров Крымской АССР «Об увековечивании памяти великого русского писателя А. П. Чехова», которым театру присваивалось имя А. П. Чехова. «Сталинское знамя»

 

Тем не менее, случались и значительные события. В октябре 1919г. давали последний спектакль «художники» (МХТ), тогда же состоялся концерт Вертинского. Чуть позже (13 ноября 1919г.) в городском театре шел грандиозный концерт при благосклонном участии заслуженного артиста государственных театров Собинова, артистов государственного балета М. Мордкина, Маргариты Фроман, Брониславы Пожицкой, Макса Фромана. После концерта был устроен ужин-кабаре. Весь чистый сбор пошел в пользу Корниловского союза. Осенью 1920 года одними из последних на ялтинской сцене давал представление театр миниатюр с участием московских опереточно-комедийных артистов и пел Л. В. Собинов. Из-за болезни он довольно долго жил в Ялте, здесь его застало окончательное установление советской власти в Крыму (ноябрь 1920г.). С установлением новой власти «Новиковский» театр перестал быть театром Новикова. Началась новая страница истории ялтинского городского театра. Помимо спектаклей и концертов, театр часто использовали для проведения торжественных заседаний, посвященных революционным праздникам, всевозможных конференций. На одном из собраний партийного актива в 1922г. выступал Председатель ВЦИК М.И. Калинин. Его выступление было посвящено голоду в Крыму.

 

В годы Великой Отечественной войны, во время немецко-фашистской оккупации города, в фойе театра находилась кузница, в других помещениях расположились мастерские для ремонта мотоциклов, походные кухни. В апреле 1944 года, отступая из Ялты, фашисты подожгли здание театра. Жители Ялты с помощью бойцов 128 Гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора Колдубова восстановили театр, и 6 августа 1944г. на сцене театра первым выступил Сергей Лемешев. А театру было присвоено имя А.П. Чехова.

 

«Признанные мастера отечественной театральной сцены — Смоктуновский, Ефремов, Савина, Вертинская, Лаврова, Калягин, Евстигнеев, Борисов, Яковлев, Соловъяненко, Хворостовский восхищают своим искусством благодарного ялтинского зрителя».

 

Известные театры Москвы, Ленинграда, Киева постоянно приезжают на гастроли в Ялту. Зарубежные театры США, Англии, Норвегии, Венгрии и других стран украшают афишу Ялтинского театра имени А. П. Чехова. С 1985 по 1995 годы в Театре имени А. П. Чехова стали традиционными фестивали искусств «Дни А. П. Чехова», которые проходили ежегодно в апреле и были посвящены творчеству писателя. На сцене городского театра шли спектакли известных театральных коллективов бывшего СССР — МХАТа, Малого театра, Театра драмы и комедии на Таганке, Театра-студии у Никитских ворот, Театра на Малой Бронной, театра Российской Армии, Киевского украинского академического драматического театра им. И. Франко и многих других…

 

«В рамках фестиваля выступали известные музыканты и исполнители: С. Рихтер, Г. Вишневская, М. Ростропович, А. Соловьяненко, Л. Коган, Р. Керер, Д. Башкиров, А. Ведерников, В. Спиваков. Эти концерты стали событием в музыкальной жизни Ялты…»

 

С 1985 года гастроли МХАТа стали традицией в культурной жизни города. Ялтинцы и гости курорта увидели спектакли по пьесам «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня» в постановке народного артиста СССР О. Н. Ефремова. Блестящее созвездие актеров играли на сцене Ялтинского театра: Степанова, Смоктуновский, Евстигнеев, Саввина, Вертинская, Лаврова, Мирошниченко, Борисов, Любшин, Мягков, Давыдов и другие… В спектакле МХТа «Чеховские страницы» играли народный артист СССР В. Невинный и Е. Кондратова (1986 год).

 

Чеховский репертуар норвежского «Рикстеатра» был представлен пьесами «Три сестры», «Чайка», «Вишневый сад», водевилями «Медведь» и «Свадьба». Немецкий драматург Элих Вайнерт привозил на фестиваль пьесу, созданную на основе переписки, документов, рассказов Чехова. Во главе ее повествования важное для писателя событие — приезд в Ялту МХТ. Главную роль в спектакле сыграл актер Уильям Шуст. Ежегодный фестиваль «Дни А. П. Чехова» являлся не только данью памяти великому писателю, но и важным событием в культурной жизни города… Но театр остро нуждается в капитальном ремонте. И в конце прошлого века, в 1996 году, представляя собой печальное зрелище, закрывается. Театр погрузился в 10-летнюю кому…

 

Идея возрождения и реконструкции театра принадлежала Президентам России и Украины Владимиру Путину и Леониду Кучме.

 

Реконструкция была проведена по инициативе и за средства российской инвестиционно-финансовой группы «Национальная резервная корпорация», возглавляемой Александром Лебедевым. 14 марта 2008 года состоялось долгожданное открытие Ялтинского театра имени Чехова. Театр возвратился в Ялту. После реконструкции театр до мельчайших подробностей восстановил облик исторического памятника архитектуры — от рисунка мраморных полов и лестниц до потолков и светильников. Уникальность театра, его техническая оснащенность и многофункциональность восхищает даже искушённых специалистов. Вращающаяся сцена оборудована по последнему слову техники, установлено новейшее акустическое оборудование, в том числе для синхронного перевода. Есть всё необходимое для обеспечения прямой телевизионной трансляции. Зал оснащен профессиональной проекционной системой, инсталлирован современным звуковым и световым оборудованием. Благодаря высокому профессионализму и кропотливой работе коллектива, театр им. Чехова на сегодняшний день стал одним из самых посещаемых культурных мест Ялты. Театр работает круглогодично, наполняя жизнью театральную культуру города.

 

«Надеюсь, что сюда будут приезжать прекрасные актеры, профессиональные постановщики, режиссеры, известные драматурги для того, чтобы вместе работать в творческих мастерских, ставить эксперименты и создавать что-то новое. Все это ради одного — приблизить друг к другу культуры и страны» Кевин Спейси

 

Идеальная пропорция географического положения театра, количества мест, сервиса, комфорта, близости отелей и технических возможностей создают золотое сечение, благодаря чему Ялтинский театр им. Чехова занимает достойное место в рейтинге культурных объектов городов-курортов мира и, безусловно, придает Ялте респектабельный шарм с атрибутами театральной жизни. Театр имени Чехова – мультикультурное пространство. Здесь проходят симпозиумы, международные конференции, выставки живописи, кинопоказы. Коллектив театра постоянно держит высокую планку качества событий. Чёткая, выверенная стратегия деятельности и опыт работы позволяют с уверенностью сказать, что Ялтинскому театру им. Чехова можно доверить организацию масштабных форумов международного уровня. Международная конференция-круглый стол «А. П. Чехов и современный театр» собрала в Ялте весь театральный мир: многих знаменитых театральных актеров, критиков и драматургов. Состоялась пресс-конференция с участием Кевина Спейси, Джона Малковича и Тома Стоппарда. В рамках Международного театрального проекта к 150-летию Чехова, на сцене Ялтинского театра был показан, получивший высокую оценку мирового театрального сообщества, спектакль Деклана Донеллана «Три сестры». Диапазон театральных проектов, представленных на сцене театра необычайно широк. Ялтинцы и гости города уже привыкли к этому, и с удовольствием приходят насладиться игрой мастеров сцены.

 

«Чудовий театр! Чудовий фестиваль! Упевнений, що Ялта стане найважливішим центром театрального життя в Україні» Богдан Ступка

 

Новый творческий проект – международный фестиваль молодого театрального творчества «Театр. Дебют. Ялта», показал, что главная тенденция сегодняшнего времени – желание молодых людей познавать культуру и искусство через личное участие в творческом процессе. Думая о будущем, коллектив делает многое для того, чтобы новое поколение подружилось с театром. Демонстрируются специальные фильмы об истории, мире искусств, о выдающихся великих людях. Театральные абонементы на спектакли по произведениям русской и украинской литературы призваны расширить изучение школьной программы. Проект «Шедевры мирового киноискусства» позволяет ялтинцам и гостям города не только насладиться режиссёрскими работами признанных мастеров кинематографа и незабываемой игрой «оскароносных» актёров XX столетия. Он несёт в себе и гуманитарные функции, знакомит детскую и юношескую аудиторию с культурным наследием ушедшей эпохи.

 

Высоко оценив архитектурную фактуру объекта, его историческую ценность, а также современную привлекательность, техническое совершенство и профессионализм персонала, представители кино- и телеиндустрии постоянно проводят съёмки в Ялтинском театре имени А. П. Чехова.

 

«Я была счастлива играть на этих подмостках. Ваш театр вполне может претендовать на территорию спектаклей высшей пробы и стать нравственным институтом для многих-многих зрителей. От всего сердца желаю вам этого». Екатерина Васильева

 

Главное детище творческой лаборатории театра – Международный фестиваль театрального искусства «Театр. Чехов. Ялта». За всё время существования международных театральных игр в конкурсной программе фестиваля приняли участие театральные коллективы из 24 стран мира, а главный приз фестиваля — фронтон Ялтинского театра им. А. П. Чехова, запечатлённый в хрустале, — как символ таланта, мастерства и преданности театральному искусству, занимает почётные места в театрах на четырёх континентах мира.

 

Идущий в ногу со временем творческий проект демонстрирует лучшие творческие достижения в области международного театрального искусства, способствует повышению престижа Крыма и вносит весомый вклад в создание и укрепление интеллектуального имиджа России, Крыма и Ялты, как центра культуры и искусств.

 

Каждый вечер, покидая театр, публика уходит, наполненная возвышенными чувствами от соприкосновения с настоящим искусством, а Театр гасит огни, и во всём своём величии мудро ждёт — ждёт нового дня…

 

Он снова и снова станет зажигать свои огни, и в таинстве начавшегося магического действия мы вдруг почувствуем, как ожившая сцена вновь наполняется духом гениев театрального созвездия.  Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?

 

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 23 августа 2018 года здание Ялтинского театра им. А.П. Чехова передано в оперативное управление Государственного академического музыкального театра Республики Крым.

Сегодня функционирует как Ялтинское отделение Государственного автономного учреждения Республики Крым «Государственный академический музыкальный театр Республики Крым» «Ялтинский театр им. А.П. Чехова».

Здание театра, расположенное по адресу г. Ялта, ул. Екатерининская, 13, является объектом культурного наследия.

X