Ялтинский театр им. Чехова
Пригласи ее в театр
Фотогалереи
Виртуальная экскурсия по Ялтинскому театру имени Чехова
Все публикации

Николай Рудник: «Я не живу пятилетками, как оказалось, это глупо и смешно. Я живу реальной перспективой»

Николай Рудник: «Я не живу пятилетками, как оказалось, это глупо и смешно. Я живу реальной перспективой»


… Накануне старта V юбилейного Международного фестиваля театрального искусства «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА» на вопросы молодого театрального критика отвечает опытный ниспровергатель мифа о том, что в Ялте явление театра – дело гиблое, а собственный театральный фестиваль международного значения для маленького «развесёлого» городка без стационарной театральной труппы – непозволительная роскошь – директор Ялтинского театра им. Чехова Николай Семенович Рудник.

- Пятилетие фестиваля «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА». 5 лет событие держит высокую планку – художественную и организационную. 5 лет назад, когда задумывался фестиваль, таким ли вы его видели, каким он есть сейчас? Что удалось, а что – нет?

- Фестиваль – это часть жизни. Жизнь мы тоже стараемся планировать. Но когда мы оглядываемся на прожитые годы, мы понимаем, что можно было бы откорректировать какие-то действия. Но, в принципе, нормальный человек должен всегда иметь в себе смелость сказать: «Я ни о чем не жалею. Я прожил так, как я прожил: со всеми ошибками, со всеми неровностями. И если бы не было всех этих неровностей, то сегодняшний день я бы ощущал совсем по-другому».

Поэтому тоже самое я могу сказать и о нашем фестивале. Безусловно – что-то можно было бы изменить, что-то дополнить, но мне нравится смотреть назад: мне нравится, как мы начинали, как мы развивались. Точно так же – с радостью и надеждой – я смотрю в будущее. Меня радует то дерево, которое сегодня цветет и плодоносит. Возможно, и стоило бы «повесить» на него немного черешни, привить немного вишни, убрать какие-то ветки… Но это было бы уже совсем другое дерево. Как, впрочем, мы и сами были бы другими, если бы мы не делали прошлые ошибки…

- Можно ли уже говорить о планах на следующую фестивальную «пятилетку»?

- Я не живу так «далеко». Для меня важно видеть цель на расстоянии вытянутой руки. Чувствовать этапы. Я не живу «пятилетками» – как оказалось, это глупо и смешно. Я живу реальной перспективой, следующим шагом. И жить следующим шагом я начну только после того, как сделаю шаг, совершающийся сейчас... И 18 сентября, когда мы будем прощаться с гостями нашего фестиваля, передо мной, еще в некоторой «дымке», начнет вырисовываться концепция следующего форума.

Очень сложно его придумать. Так сложно, как одеться «в завтрашний день». Мы одеваемся после того, как посмотрим в окно и увидим, какая за окном погода. И мы оденемся в зависимости от неё, а еще – от своего настроения, от того, успел ли высохнуть свитер… Вот это всё формирует наше понимание – как мы одеваемся. А прогнозировать свою одежду очень сложно. Вы приготовите соломенную шляпку, а завтра пойдет дождь…

Есть много ингредиентов, которые появляются ради создания какого-то блюда. Если привести «кулинарный» пример, то хозяйка тоже может собраться приготовить гороховый суп, а потом спохватиться, что гороха-то и нет. И она решает – бежать ли за горохом или заменить суп борщом – потому что есть много капусты и свеклы: обнаружились в процессе искания гороха. И у нее получается не менее вкусное блюдо! .. А жить в закрытых формах будущего очень опасно. Получается чувство «некомпенсации». Это – неверный и ложный путь.

-… Тогда, возвращаясь в день сегодняшний, было бы интересно узнать – какова отзывчивость к фестивалю «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА» рядового зрителя и какие отклики о вашем детище вы слышите от участников этого форума – собственно, людей театра?

- …Когда вы вспомнили про театрального зрителя, мне вспомнился фильм Э. Рязанова «Гараж», когда дама говорила, что она занимается современной сатирой. Ее оппонент спрашивал, о том, как же можно заниматься тем, чего нет?.. Поэтому, к своей грусти, я вынужден сказать, что театральной публики в той значимости класса, о котором вы, вероятно, думаете – ее не существует. Сегодня есть просто публика. Просто народ. Просто горожане… Театральная публика – это люди, которые не могут жить без искусства театра. Как горячие поклонники футбола, которые ездят по миру на матчи…

Говоря о публике, которая ходит сегодня в театр, мы приходим к тому, что есть раскрученные бренды, любимые «здесь и сейчас», в сегодняшнем дне. Которые притягивают к себе своими громкими именами, новизной, необычностью… Поэтому нельзя сегодня говорить о театральной публике, как о застывшем «организме»… Возможно, если бы не было телевидения, других информационных средств, так сказать, «познания» искусства в том вкусовом ощущении, которое сегодня допустимо или привычно, тогда бы, наверное, театральная публика появилась… А так – говорить о такой публике – это всё равно что говорить о гурмане. Ведь вряд ли человек может считать себя гурманом, если он посещает «Макдональдс» или перекусывает лапшой быстрого приготовления? А ведь сегодня таких людей – большинство. Они – гурманы?.. Но они поедают эту свою пищу с удовольствием. Они – потребители? Да, конечно. Но можно ли их назвать гурманами?..

Что такое театральная публика? Это – изыск, это изучение, готовность понять. Это сложно… А вот в той сложности, в которой люди жили в прошлое время, для людей это было обычным делом. Потому что Вольфганг Амадей Моцарт в свое время был все равно, что сейчас Филипп Киркоров. Он был мейнстримовый, можно даже сказать, «попсовый» музыкант. Сегодня на концерты зажиточные люди приглашают Киркорова или Баскова – потому что они по этим артистам измеряют свой вкус. А эти артисты свой «продукт» – по своим «заказчикам». .. Моцарт и герцог Зальцбургский тоже в свое время сравнялись во вкусах. Герцог временами даже мог помузицировать с ним на виолончели… А сегодня Моцарт для нас – это малодоступный тонкий изыск, узнаваемый только по «Симфонии №40 соль минор», ставшей востребованным рингтоном для мобильного телефона…

Сто лет тому назад Чехов очень грустно писал о Ялте… Когда здесь сгорел театр, в своем письме Ольге Леонардовне он отреагировал на событие холодно: «Сгорел – и сгорел. Кому он здесь нужен?»… Поэтому сейчас я могу с уверенностью сказать, что самая главная наша проблема – невостребованность. Я смотрю на это легко, просто и достаточно оптимистично, не выставляя это каким-то горем… Вы давно ели вальдшнепа? Вы по нему скучаете? Ну, как же вы без вальдшнепа!? Без дичи на столе!? А фазанчика не желаете?.. Как же так?.. Поэтому и люди замечательно себе живут без вальдшнепа и без театра. Но с гамбургером и с русским шансоном (сочетание понятий в последнем, кстати, столь же абсурдно, как «французские валенки») .

- Взгрустнув о зрителе-обывателе, перейдём к зрителю «специальному». Люди искусства: актеры, режиссеры, театроведы – участники Вашего фестиваля – какой отклик ялтинский форум находит у них?

- Здесь нельзя не сказать несколько слов, чтобы хоть немного прикоснулся к явлению «люди искусства» обыватель… Вот вы представляете себе идиота, который хочет играть на фаготе? Сидеть днями и ночами, заниматься. Потом поступить в училище по классу фагота, закончить его. На последние деньги поехать поступать в консерваторию. Жить впроголодь. Фанатично осваивать мастерство, чтобы стать фаготистом. А дальше? А дальше что? В лучшем случае – его возьмут в симфонический оркестр, в котором уже давно нет бюджетных дотаций. В которых уже давно нет вообще ничего, кроме обшарпанного здания, которое в лучшем случае имеет вывеску «филармония». И он будет сидеть там и дудеть на фаготе… Стареть… Дальше что? Жена от него уйдет к частному предпринимателю, который продает китайскую обувь… Дальше? Дальше к нему будут приходить голодные дети. Он и их будет пробовать учить играть на фаготе. Жена будет ему говорить: «Я не хочу, чтобы дети были такими же идиотами, как ты»… А он будет сидеть и играть. В своё огромное удовольствие. И только с другом-гобоистом он сможет отвести душу и поговорить о музыке Вивальди. Это – жизнь.

…Вот и на фестивале «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА» соберутся наши друзья – «фаготисты» и «гобоисты». И мы будем отводить душу в замечательных разговорах о театре и его проблемах.

- Юбилейный фестиваль будет чем-то отличаться от предыдущих?

- Прежде всего, он будет отличаться своим девизом. Девиз нашего фестиваля: «Несмотря ни на что». То есть – V, юбилейный фестиваль «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА» состоится, несмотря ни на что. Несмотря на то, что он не вызывал энтузиазма ни у одного человека, который мог бы внести какой-то вклад в его существование и развитие. Несмотря ни на что, мы нашли возможность в своем кругу решить связанные с этим проблемы. Мы уже не приглашаем в гости. Практически, наш фестиваль уже проходит «на немецкий счет». Мы просто сложились. Мы все сложились и решили сделать «вечеринку». Наш «театральный банкет» никто не спонсировал… И что? Будем, ребята, всё отменять? Или давайте сложимся сами? Конечно – давайте сложимся! Вот и всё.

- А если сейчас представить ситуацию, что в театр придет такой себе Савва Морозов и скажет: «Николай Семенович, любые Ваши импровизации за мой счет!», какие мечты в развитии фестиваля Вы бы реализовали?

- Ну, у Саввы Морозова были в «загашнике» парочка «лишних» мануфактур... А когда он их раздарил по частям, мы помним, что конец его был довольно трагичен… Но, даже если сегодня появится такой человек, то пиршество из этого делать нет никакого резона. Мы просто сделаем что-то еще лучше, еще достойней… Как если какой-то влюбленный в вас небедный человек скажет: «Купи себе, что тебе хочется». Ну, что вы броситесь себе покупать? Купите себе что-то, чего вам хочется. Подчас – недорогое. Просто у вас будет другая широта возможностей. Ведь человека делает свободным не уровень свободы, а состояние свободы. И в этом состоянии свободы можно просто сесть на берег моря и на него смотреть. И необязательно поливать себя золотым дождем и каждый день делать массаж из свежей белужьей икры. Да, у вас есть свобода, но это совсем не говорит о том, что вы будете использовать ее в материальном эквиваленте... Поэтому не стоит об этом мечтать.

Как-то, еще в молодости, на гастролях наш автобус остановился на заправку. Мы вышли. Стояли, курили… А в это время мимо по железнодорожным путям проносился грузовой состав , и на нем в несколько рядов стояли новенькие, блестящие автомобили «Лада»… А мы все тогда – молодые автомобилисты. Мечтатели… И вот один из моих товарищей задает вопрос: «Коля, а какую марку машины хотелось бы тебе?». «Шестерку»? «Семерку»?.. И мне тоже надо было бы в ответ порассуждать о том, что в одной лучше мотор, а другая, конечно, поновей… Но я ответил: «Я не хочу об этом говорить. У меня сегодня нет денег на это. И я не хочу мечтать и думать о том, какую марку я хочу». Это пустой и совершенно бессмысленный разговор.

…Продолжая мою психологию. Я никогда не влюблялся «по телевизору» – в актрис, певиц. Никогда не влюблялся в девушек, которые были априори недоступны. Никогда себя на эти темы не заводил и не тревожил. Я никогда не хотел иметь больше, чем имел; у меня не было призрачных мечтаний. .. И всегда получал удовольствие от того уровня, который мне был доступен.

-Несмотря на удручающую, но историческую уже, от времен Чехова идущую невостребованность театра в Ялте, хочется, все же, услышать Ваш посыл ялтинскому зрителю – почему, все же, стоит прийти на фестиваль «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА» 11-17 сентября?

- Не буду сейчас цитировать фразу Белинского «Любите ли вы театр так, как люблю его я?», несколько замусоленную… Дело в том, что я ведь тоже – не театрал. Я – «повар». Я – не гурман. Повар – это человек, который обязан уметь вкусно приготовить пищу. Притом – он должен уметь ее приготовить не потому, что он ее любит, а потому, что она нужна. Он может быть диабетиком, правда? Но он должен уметь вкусно готовить пирожные. Он может страдать от язвы, но он обязан уметь достойно приготовить острые соусы. И так далее… Это – его предназначение. Кому он посвящает все это? Гурманам. И гурманы должны это попробовать и оценить... И здесь очень важно то, что сегодня грустно от отсутствия гурманов. От того, что потерялось самое главное – ощущение разницы.

Сегодня можно сделать нестандартно в значении «плохо», «неумело» - и это может понравиться. Потому что у судей нет критериев: они потеряны. Именно поэтому сейчас в театре процветает китч. Вот сегодня многие спорят – антреприза – это хорошо или плохо?.. Есть режиссер Иосиф Райхельгауз, и у него антреприза вызывает страшное негодование, хотя все его спектакли – антрепризные по сути. «Дорога в никуда» по Иосифу Бродскому, «Город» Гришковца… Их все можно легко вывезти и сделать из них антрепризу… Так что такое антреприза? Плохо это или хорошо? А это то, что можно сделать или хорошо, или средне, или очень плохо. Но! Надо уметь чувствовать разницу. Есть известная антреприза «Мастер и Маргарита»… Ведь это сделано плохо. Но людям нравится. Более того – они снимают с себя безграмотность, посмотрев даже такой спектакль «Мастер и Маргарита». Они уже знают, кто такой Азазелло, Бегемот, Фагот… Примерно понимают, кто такой Воланд. И им кажется, что вот теперь они уже знают Булгакова. «Читал Булгакова?». «Конечно! Воланд там пел во втором акте. Подхрамывал». Ales. Точка…

Вы можете меня на этой фразе «поймать» и спросить: «а почему же у вас проходят такие спектакли?». Правильно. Потому что предприятие-то – коммерческое. И все мы в одной упряжке. И соблюсти условия жанра я не могу – потому что нахожусь в этом пространстве. И точно так же «замазан» всем этим… И – да – продаю эрзацы. Но! Продав 10 эрзацев, я могу порадоваться хорошей работе. И поэтому я провоцирую людей – почувствуйте разницу! И меня радует, когда из четырехсот зрителей пять выходят с пониманием разницы… Я этих людей вижу замечаю. Это наша такая себе «виртуальная театральная общага». Но таких людей не может быть много. Как всего хорошего.

- Все же, хотелось бы услышать от Вас, что этого хорошего за пять лет существования фестиваля стало больше.

- После прошлого фестиваля было много отзывов на сайте нашего театра. Раньше приходило по 3-4 отзыва на наш сайт «Спасибо! Хороший фестиваль!». .. А вот в прошлом году это было огромное количество зрительских откликов, причем многие – с подробным разбором спектакля. Каждого спектакля! И приходили эти отзывы несколько месяцев – последний датирован февралем уже этого года. .. И в этом году на электронный адрес театра приходили письма с вопросами: «А фестиваль будет? А мы можем уже приобрести билеты?»… Как видите – интерес пробуждается... Я, конечно, нарочно драматизировал, говоря о полной невостребованности. Волей-неволей, но зарождается «привычка к театру».

Может быть, через много времени ялтинцы поймут, что они попали в маленький городок, уникальный тем, что здесь нет своей труппы. Потому что своя провинциальная труппа – маленькая и «зачуханная» (а другой в маленьком городке этого государства быть не может) – она опасна тем, что постоянно и нудно учит «гадостям». Как, будучи ярой коммунисткой, учит в маленькой провинциальной школе учительница литературы – что всё буржуазное отвратительно, что Бальмонт и Брюсов – противные, и Маяковский в молодости болел футуризмом, а потом исправился и стал писать о советском паспорте, а самые лучшие писатели – Горький и Серафимович со своим «Железным потоком»… И вот представьте, что такая учительница в течение десяти лет «просвещает» человека. Примерно такому может научить и плохой театр…

Очень важно понимать, что ялтинскому зрителю представлена уникальная, редчайшая возможность обучения в красивом, комфортном здании, каждый день выбирая из огромной палитры, икебаны проектов – хороших, плохих, средних, разных … Выбор не всегда будет верным – да. Но из всего количества зрителей непременно выйдет хороший, крепкий пласт, который научится понимать, любить, разбираться в театральном искусстве…


Смотрите также:

Есть идея, чтобы за детские билеты в театр им.А.П.Чехова платил город

Депутат Ялтинского городского совета Елена Надель выступила с инициативой учесть в бюджете 2017 года покупку для школьников абонементных билетов на представления в театр им. Чехова. Об этом она сказала в ходе пресс-конференции, посвященной гастролям Рязанского государственного областного театра куко...

Члены жюри фестиваля «ТЕАТР.ЧЕХОВ.ЯЛТА» готовы отдать Гран-При артистам ялтинской «Акватории«

Сегодня в рамках VIII Международного фестиваля театрального искусства «ТЕАТР.ЧЕХОВ.ЯЛТА» состоялось необычное представление. И прошло оно не на театральных подмостках чеховского театра, а в окружении естественных декораций крымской природы - в театре морских животных «Акватория»....

Спектакль «Кровавая свадьба» стал лауреатом фестиваля «Театр. Чехов. Ялта»

Национальный театр Адыгеи им. Ибрагима Цея принял участие в Международном фестивале театрального искусства, который прошел в Крыму. Представленный спектакль был по достоинству оценен жюри…...

Татарстанцы удостоились приза фестиваля «Театр.Чехов.Ялта»

«Хрустальный фронтон» и диплом международного фестиваля получил Альметьевский татарский театр....

Крымский музтеатр получил гран-при фестиваля «Театр. Чехов. Ялта»

Государственный академический музыкальный театр Республики Крым стал обладателем гран-при восьмого международного фестиваля театрального искусства «Театр. Чехов. Ялта»....

Подведены итоги VIII Международного фестиваля театрального искусства «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА»

5-11 сентября в Ялте с неизменным успехом и вниманием общественности в восьмой раз прошел один из самых известных и признанных в мире крымских культурных проектов - Международный фестиваль театрального искусства «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА»....

Наш ответ Авиньону

27 июля исполнилось 70 лет Николаю Руднику, директору Ялтинского театра имени А.П. Чехова, председателю Крымского регионального отделения Союза театральных деятелей РФ, лауреату Государственной премии Крыма, почетному гражданину города Ялты. «Культура» побеседовала с человеком, превратившим курортну...

На сцене ялтинского театра выступил легендарный Государственный академический оркестр России под управлением Алексея Уткина

4 Июля на сцене театра им. А. П. Чехова состоялось выступление легендарного Государственного академического оркестра России под управлением художественного руководителя и главного дирижера, профессора Московской консерватории, гобоиста Алексея Уткина....

В Ялте выступил один из лучших гобоистов мира – Алексей Уткин

В ялтинском театре имени А. П. Чехова прошел концерт Государственного академического камерного оркестра России под управлением художественного руководителя и главного дирижера оркестра Алексея Уткина....

МЕТАМОРФОЗЫ. В ОТЗВУКЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФАНТАЗИЙ.

В ялтинском театре имени А.П. Чехова прошел концерт Государственного академического камерного оркестра России под управлением художественного руководителя, главного дирижера оркестра Алексея Уткина, мастерство которого высоко ценят не только в нашей стране, но и за рубежом....

Ялтинский театр им. А.П. Чехова. Все права защищены. All Rights Reserved. Copyright © 1998-2017
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Реклама: