Ялтинский театр им. Чехова
НЦК
Фотогалереи

Главная / Проекты / Международная конференция - круглый стол «А. П. Чехов и современный театр»

В Ялте подвели итоги уникального проекта Чеховского фестиваля

В Ялте подвели итоги уникального проекта Чеховского фестиваляВ неожиданно дождливой и холодной октябрьской Ялте устроили «круглый стол» «Чехов и современный театр», посвятив его 150-летию со дня рождения великого писателя. Встреча в Колонном зале Ялтинского театра имени Чехова (любовно отреставрированное здание, помнящее писателя, потрясает!) собрала высоких гостей - со всех уголков мира прибыли деятели театра, чьи спектакли по произведениям русского классика были представлены на Чеховском фестивале.

Когда-то великий Жан-Луи Барро говорил, что сквозное действие «Вишневого сада» определить несложно: первое действие - вишневый сад должен быть продан, второе действие - вишневый сад будет продан, третье - вишневый сад продан, четвертое - вишневый сад был продан. И ставил запятую, продолжая, что все остальное - жизнь... Жизнь эта при всей ее внешней понятности и даже типичности оказалась полна загадок. Собравшаяся в промозглой Ялте (невозможно поверить, что таким курортный город бывает в бархатный сезон) элита мирового театра и рассуждала о жизни. И понятной, и в то же время преисполненной множеством тайн.

Сама идея «круглого стола» оказалась очень чеховской. Антон Павлович любил последовательность, в последние годы жизни (он, врач, точно знал свой диагноз и думал о скором уходе) приводил в порядок все вокруг себя. Упорядочивал жизнь, чтобы она могла течь дальше уже без него. Так же поступил и Чеховский фестиваль (не в смысле, конечно, что он - итоговый; напротив, это одно из самых ярких театральных событий, надеемся, будет здравствовать): после феерического марафона решили провести итоговую встречу, дать возможность высказаться практикам и теоретикам театра, обозначить «своего Чехова», определить феномен «чеховского театрального пространства». Да и не только театрального.

Во встрече принял участие министр культуры России Александр Авдеев (Минкультуры поддержало и сам фестиваль, и встречу в Ялте), который был доказателен в своем постулате о том, что творчество Чехова - серьезный вклад в генетический код России. Генеральный директор Чеховского фестиваля, его вдохновитель, идеолог и душа - Валерий Шадрин, открывая «круглый стол», задал верный тон, обозначив главный вопрос: что заставляет лично каждого обращаться к Чехову в наши дни? Чеховских пауз в ходе разговора не возникало, напротив, катастрофически не хватало времени, и было понятно, что любое выступление может продолжаться много дольше. Что тоже очень по Чехову: ведь его пьесы начинаются не началом и заканчиваются не концом.

Своего классика представили российские режиссеры Генриетта Яновская и Кама Гинкас, Алексей Бородин и Адольф Шапиро, англичанин Деклан Доннеллан и директор Королевского Шекспировского театра Дебора Шоу. От Белоруссии выступал драматург Алексей Дударев, от Армении - режиссер Акоп Казанчян. Клоун и режиссер из Швейцарии Даниэле Финци Паска оторвался от подготовки к московской премьере своего спектакля цирка «Дю Солей» для того, чтобы понять, не место ли влияло на то, что мы называем атмосферой чеховских произведений, которые, по сути, - всегда достаточно горькие истории. Выступали продюсеры, художники, театральные критики из Франции, Германии, Испании, Аргентины, Бразилии.

Было замечено, что у героев чеховских пьес нет детей: только у мещанки Наташи из «Трех сестер» и разочарованной Маши из «Чайки». Французский исследователь Жорж Баню считает, что утонувший сын Раневской Гриша как раз и есть символ отсутствия будущего.

Отдельными темами звучали вопросы веры писателя, его взгляда на жизнь, который кажется нежным и мудрым, но в итоге оказывается трезвым взглядом врача со скальпелем в руках. Говорили о том, как реальные эпизоды жизни отражались в произведениях, как Чехова пугала репутация «модного беллетриста», заставляя бежать от мира мнимых ценностей на остров Сахалин за настоящим делом.
Встречал гостей у входа в театр замечательный актер Богдан Ступка, чья лукавая и ироничная улыбка так похожа на чеховскую. Завершился богатый впечатлениями день концертом «Виртуозов Москвы» с маэстро Владимиром Спиваковым, которые джентльменским набором классики повели за собой всех слушателей, и овациям не было конца.

На следующий день участники международной встречи посетили чеховские места Крыма, где прошли последние годы писателя. Белая дача Чехова в Ялте сейчас на реконструкции, но жив «сад вечной весны» - сам Антон Павлович подобрал растения так, чтобы всегда что-нибудь цвело. Аргентинский режиссер Даниэль Веронезе и бразильский Савва Морозов - президент Союза промышленников и предпринимателей Бразилии Д.Де Миранда удивлялись в голос: «Трудно представить, что о будущем этого сада думал человек, смертельно больной, знающий, что его земные дни сочтены». В Ялте есть еще один чеховский адрес: дача «Омюр», где писатель снимал две крошечные комнатки в первом этаже каменного особняка. Сейчас здесь разместилась новая экспозиция «Чехов и Украина»: гостям были столь рады, что дали подержать трость и зонтик Антона Павловича, прикоснуться к пенсне и набору медицинских инструментов доктора Чехова. Миниатюрную татарскую саклю и кусочек бухты в Гурзуфе Чехов приобрел для того, чтобы уединяться от многочисленных гостей и домочадцев ялтинского дома. Ольга Книппер-Чехова, получившая эту дачу в день свадьбы, ездила сюда до глубокой старости и сохранила немало чеховских вещей в атмосфере аскетичного быта, каким его задумал сам писатель. Чехов бывал здесь всего несколько раз, но сколько же «рифм», говорящих о Чехове-человеке! Бытует легенда: скала, которая так полюбилась Антону Павловичу, имела (да и имеет) два названия - Подзорка и Пушкинская. Оказывается, молодому Пушкину, приезжавшему в Гурзуф к братьям Раевским, нравилось любоваться с ее вершины на грациозных купальщиц.

Два дня насыщенной программы сделали Чехова ближе и дороже (об этом не уставали повторять все паломники), хотя обстоятельства далекой чеховской жизни и вселенная его произведений, конечно, не открыли всех тайн. Тайны, к счастью, пока остаются. Тайна - сам его театр, ведь драматургия Чехова - это рефлексия театра по самому себе.

Автор: ЕЛЕНА ФЕДОРЕНКО, газета «Культура»


Подробнее:

“А я — Антон Павлович!”

С Чеховым полюбовно простились в Ялте Международный Чеховский фестиваль решил поставить эффектную точку — выехал в Ялту. Здесь, где Чехов провел часть своей жизни, при поддержке Министерства культуры...

На Черном море собрались Антоновцы

Если юбилейный чеховский год — год 150-летия со дня рождения писателя — стартовал 29 января в Таганроге, на его родине, то завершился в Ялте, где классик провел последние годы жизни. Поэтому небольшой...

Министр культуры РФ Александр Авдеев на международной конференции «А. П. Чехов и современный театр»

– Я выступлю как зритель, очарованный дискуссией и восхищенный Чеховским фестивалем, пораженный отреставрированным Ялтинским театром имени А.П. Чехова. Отрадно и символично, что круглый стол происходи...

Чеховский юбилейный год завершен

Официальные крупномасштабные мероприятия в год чеховского юбилея, как известно, начались в Москве. А закончились – в Ялте. И это означает только одно: для чеховедов и чехолюбов всего мира есть два гор...

В Ялте подвели итоги юбилейного года Чехова

В Ялтинском театре им. А.П. Чехова прошла Международная театральная встреча, приуроченная к празднованию 150-летия со дня рождения русского писателя Антона Чехова, в рамках которой подвели итоги сразу...

«Чехов и современный театр» в Ялте: вечная дискуссия и новые вопросы

О его драматургическом наследии спорили на протяжение всего ХХ века. Спорят и в начале нового тысячелетия. Будут спорить все, кто впредь коснется сердцем чеховского мира. И, что самое главное, – никто...

Клоуны, трагики, министры

Мы прожили под умным, твердым, учтивым, но лишенным иллюзий взглядом доктора Чехова почти весь 2010 год. Цвет театра прошел за ним по маршруту Таганрог - Москва - Ялта. 29 января, в день 150-летия пис...

Международная конференция - круглый стол «А. П. Чехов и современный театр»

О его драматургическом наследии спорили на протяжение всего ХХ века. Спорят и в начале нового тысячелетия. Будут спорить все, кто впредь коснется сердцем чеховского мира. И, что самое главное, – никто...

Ялтинский театр им. А.П. Чехова. Все права защищены. All Rights Reserved. Copyright © 1998-2017
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Реклама: