Ялтинский театр им. Чехова
2019 ГОД ТЕАТРА В РОССИИ
Фотогалереи

Главная / Фестиваль / Пресса о V Международном фестивале театрального искусства «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА»

Фестиваль «Театр. Чехов. Ялта»: 5 лет вопреки…

Фестиваль «Театр. Чехов. Ялта»: 5 лет вопреки…Можно не воспринимать Ялтинский театр им. Чехова, как «градообразующее», «соборное» заведение для маленького курортного городка. Можно воспринимать его вербально, как «красивое здание, куда надо бы сходить, конечно, но как-нибудь потом». Можно с этим «потом» в этот театр так ни разу и не попасть. Да вообще ни в какой театр не попасть. И нормально. Вариант второй – в это красивое здание можно торжественно сходить пару раз в году, с выбором спектакля не затейничая: медийное лицо на афише – вот и хорошо, вот и будет, чей внешний вид завтра обсудить на работе. И тоже нормально...

Оба варианта – проза ялтинской театральной жизни и нарочный штрих перед тем, как мы приступим к главному: уже в пятый раз именно здесь, в «вечной мерзлоте» местной публики к Мельпомене, идущей еще с «чеховских» времен, проходит Международный фестиваль театрального искусства «Театр. Чехов. Ялта».

13 спектаклей профессиональных театров из Украины, России, Египта, Саудовской Аравии, Польши, Таджикистана, Молдовы. Мастер-классы, обсуждение постановок, экскурсии, совместные прогулки, тематические вечеринки, выпуск фестивальной газеты, капустник… На вялую готовность ялтинской публики создавать в театральных кассах очереди, поддерживая тем самым подобный масштабный проект гривной, мы уже непрозрачно намекнули… Тогда «что за богач здесь чудит?». Мецената в студию, золотого такого человека!.. Да дело все в том, что «за окном, чуть дыша, бедный художник…» – и далее по тексту. V юбилейный Международный фестиваль театрального искусства «Театр. Чехов. Ялта»- 2012 в который раз прошел по «гамбургскому счету» – силами ялтинского театра и театров-участников форума.

Засим имеем: сложную на подъем ялтинскую публику, отсутствие мецената и… Масштабный фестиваль, достойный звания «мультимеждународного», крепко организованный, стильный, насыщенный жанрами (в программе, помимо «традиционных» спектаклей – пластические, музыкальный и кукольный), бесспорно – культурно значимый в масштабах не только Украины. Автор дал бы ялтинскому театральному форуму второе, альтернативное, название – «Вопреки».

…Ваш автор, конечно, диплом театрального критика под подушкой держит, но мы собрались здесь и сейчас не для того, чтобы «препарировать» заявленные в программе фестиваля постановки, устанавливая точную степень художественной ценности каждой. Мы собрались, чтобы осознать само явление подобного фестиваля в Ялте. Исключительное, как если бы в Ялте «завелось» северное сияние.

Итак, достав из-под подушки тот самый «великосветский» «театральный» диплом и сунув его подмышку, можно год бродить меж театральных афиш и крутить носом, видя те самые медийные лица, не всегда относящиеся к искусству антрепризы с которыми ялтинский театр просто не может не демонстрировать, являясь коммерческим заведением – выживать-то надо… А потом в очередной раз прийти на фестиваль «Театр. Чехов. Ялта», и забыть про все свои изысканные претензии, заглянув в программу форума и осознав, что за 7 дней любой желающий неофит от театра может увидеть столько, сколько не увидел за 7 лет. Не «единиц» спектаклей – а театральных жанров, школ, культур:

11 сентября. Донецкий академический областной русский театр юного зрителя (Украина, г. Макеевка). Спектакль «Гроза», давший понять, что «понарошку» или «в полноги» на фестивале, несмотря на то, что он «вопреки», не будет: на сцене раскинулась «живая» бездонная Волга, а макеевские актеры, сняв с запыленных библиотечных полок, вернули ялтинскому зрителю не мрачный призрак «школьного» «обязательного» Островского с «темным царством», но трогательную историю о стихийном, пронзительном, истошном желании любить…

12 сентября. Харьковский государственный академический украинский драматический театр им. Шевченко (Украина, г. Харьков). Спектакль «Актерская гримерная» по пьесе японского драматурга Кунио Симидзу где-то аккуратно, где-то жестоко и грубо вскрыл, наверное, все актерские раны и нарывы… Времена, эпохи, континенты, ментальности могут быть любыми, а вот быть невостребованным, недоласканным публикой, не сыгравшим заветной роли – эта рана на всю актерскую братию всех континентов и эпох одна, и «жерло» ее извергается даже на Том свете.

Ульяновский театр юного зрителя «Nebolshoy театр» (Россия, г. Ульяновск). Спектакль «Человекообразные» получил Гран-при фестиваля «Театр. Чехов. Ялта»: за свои светлые «зарисовки-арабески» по рассказам А.Аверченко, Н.Тэффи, А. Бухова.

...Номинации, кстати, с любовью розданные оргкомитетом в виде «Хрустального фронтона» всем участникам форума (автор здесь, болея, прежде всего, за фестиваль, любил бы участников чуть более строго – повышая тем самым соревновательный дух и престиж награды:)

13 сентября. Театр «Алькассим» (Саудовская Аравия, Эль-Касим). Спектакль «Маэстро». Театралы и нетеатралы, посоветовавшись ошарашено после бессловесной то ли зарядки, то ли фантазии на тему «биомеханики по-арабски», в своем недопонимании этой театральной экзотики были едины, но новый жанр (жаль – пока безымянный) в фестивальную «копилку» - то упал!

Театральная группа «Тавасоль» (Египет, г. Гиза). Спектакль «Урок». Благодаря арабской культуре, мы увидели «Урок» совершенно целомудренный, без традиционных привязок постановщиков к ремарке Ионеско о «время от времени вспыхивающем похотливом взгляде» Учителя, без коротеньких юбочек нимфеток-учениц – ходе визуально беспроигрышном, но несколько пошловатом… Главная героиня здесь вообще не воспринимается девчонкой. Скорее – молодая арабская женщина, родители которой настолько продвинуты и богаты, что рискуют, несмотря на мусульманские обычаи, дать ей высшее образование… И здесь постановка «Тавасоли» сразу уводит нас от набивших оскомину для «стандартных» европейских «Уроков» «набоковских» ассоциаций. И, кстати, «убирает» львиную долю абсурда из кажущихся нам абсурдными ответов Ученицы: мы просто не знаем, чему и как до прихода к Учителю обучали эту арабскую девушку, и, может, это абсолютно нормально – не уметь вычесть из двойки единицу, но при этом помнить все существующие варианты умножения всех существующих чисел… Мы многое принимаем на веру в арабской постановке Ионеско. И в этом – совершенно новый, неизведанный еще (даже театралами), уровень абсурда. А значит – нетленное творение французского драматурга совершенно точно получает новую трактовку – и тут уж и записной театрал не может не порадоваться за вклад египтян в жизнедеятельность классической драматургии абсурда.

Харьковский негосударственный театр ТО «Капелла» (Украина, г. Харьков). Спектакль «Лолита». Видите – как не зря мы вспоминали ее в предыдущей ремарке к постановке «Урок». Вот и она.

Ожидаемая в повадках своих, с сюрпризом в виде кинематографичности трактовки, но публикой неизменно востребованная. «Лолита» собрала полный зал, задав тон следующему фестивальному дню, порадовав резонансом среди ялтинской публики:

14 сентября. Театр «Полония» (Польша, г. Варшава). Спектакль «Райские яблоки». Спектакль о Высоцком и Влади. Спектакль-концерт. Больше даже концерт. А артисты, занятые в нем, – больше, чем артисты, условность и хаотичность «межпесенных» диалогов, вырванных из контекста мемуаров Марины Влади, буквально разрывающие потрясающим исполнением нетленок Высоцкого… «Стоячий» неистовый зал. Оказывается – ялтинский зритель вполне себе способен неистовствовать. И больше пусть не прикидывается жирафом!

Севастопольский академический театр танца Вадима Елизарова (Украина, г. Севастополь). Спектакль «Пигмалион» – уже «поживший» (скоро 10-летний «юбилей»), поездивший по миру, но энергетики своей не растерявший. Резонанс среди ялтинской публики крепчал… Ну, а мы «складываем» еще один жанр в фестивальную «палитру».

15 сентября. Криворожский академический театр музыкально-пластических искусств «Академия движения» (Украина, г. Кривой Рог). Спектакль «Шинель» – «безмолвный» Гоголь в кратком, но экспрессивном и вовсе не сухом пересказе.

Санкт-Петербургский «Театр Дождей» (Россия, г. Санкт-Петербург). Спектакль «Дядя Ваня» – без «выкрутасов» и натужных «катарсисов», ровный, медленный, очень понятный (а вот здесь каждый сам решает для себя – хорошо это или не очень).

16 сентября. Таджикский государственный молодежный театр им. М. Вахидова (Таджикистан, г. Душанбе). Спектакль «Рустам и Сухраб». Аутентично-символичная, стильная форма этой постановки приятно удивила.

Государственный молодежный драматический театр «С улицы Роз» (Молдова, г. Кишинев). Спектакль «Нюра Чапай» по пьесе Николая Коляды завершил основную «взрослую» конкурсную программу, и как «вишенка на тортик» – терпкая, зимняя, пьяная (кто видел это «безобразие» с «зайкой сереньким», «матрешками» и бравой Нюрой, тот поймет) смотрелся очень органично.

17 сентября. Крымский академический театр кукол (Украина, г. Симферополь). Спектакль «Каштанка». Вот и положен старт детской программе фестиваля. А почему бы и нет?

…Вот такое оно – юбилейное фестивальное «панно- 2012». Кто не нашел для себя ничего, достойного внимания (искушенный ли зритель или попроще – роли не играет), тот (уж простите интеллигентного человека, редактора отдела культуры серьезного издания за фамильярность) – все тот же жираф. От культуры.

Кто справедливо заметит, что не все постановки фестивальной программы отличаются исключительной художественной ценностью, а автор ангажировано «нежит» оргкомитет, тем чистосердечно отвечу – нежит. И лелеет. Но не ангажировано, а в абсолютно четком понимании – ЧТО для Ялты фестиваль такого масштаба. Что его вообще вполне могло не быть. Даже так: его не должно было быть в условиях Ялты… И все бы как зайчики ходили на антрепризы – плохие и не очень плохие – и дудки вам из фальшивого золота, а не Чехов с Ионеско, арабская театральная эстетика и Высоцкий из Польши!..

Кому-то, конечно, и антрепризы – это слишком много. Ну, а тем, кому мало, тех (простите за «масло масленое») – мало. Но одни, не снижая планку, не спускаясь до «сабантуйчика на 2-3 дня и 3-4 стула всех декораций», продолжают делать фестиваль «вопреки», а другие продолжают на него ходить. И из года в год этих «других» в Ялте не намного, но становится больше. Уже других. Понимаете? ;)


http://www.blackseanews.net/read/45871

Автор: Анна ХОРОШКО, BlackSeaNews.


Подробнее:

Николай Рудник: «Я не живу пятилетками, как оказалось, это глупо и смешно. Я живу реальной перспективой»

… Накануне старта V юбилейного Международного фестиваля театрального искусства «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА» на вопросы молодого театрального критика отвечает опытный ниспровергатель мифа о том, что в Ялте явл...

«Театр. Чехов. Ялта» стартовал в пятый раз

11 сентября открылся юбилейный, уже пятый Международный фестиваль театрального искусства «Театр. Чехов. Ялта», который по традиции собирает творческие коллективы из многих стран мира, которые приезжаю...

Пять лет — это уже история

11 сентября театр им. А. П. Чехова распахнул свои двери V Международному фестивалю театрального искусства «Театр. Чехов. Ялта». На протяжении семи фестивальных дней зрители смогут увидеть, а жюри оцен...

«Театр. Чехов. Ялта.»

Два театра - из Ульяновска и Санкт-Петербурга - будут представлять Россию в сентябре на V Международном фестивале театрального искусства Театр. Чехов. Ялта». Об этом сообщила министр искусства и культ...

Международный фестиваль «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА.» в Крыму открылся русской классикой

Тринадцать профессиональных коллективов из России, Молдавии, Польши, Таджикистана, Египта, Саудовской Аравии и Украины выступят на V Международном фестивале театрального искусства «Театр. Чехов. Ялта...

Без номинаций, но с призами

С 11 по 17 сентября в Крыму пройдет V Международный фестиваль «Театр. Чехов. Ялта»...

В Ялте прошла «Гроза»

В первый день V Международного фестиваля театрального искусства «Театр. Чехов. Ялта» зрители смогли насладиться прекрасным спектаклем Донецкого областного академического русского театра юного зрителя ...

А почему люди не плавают так, как рыбы?

Пятый фестиваль открыли «макеевские». В свете софитов почтенная, но нетленная классика - «Гроза» Александра Островского. На сцене – никак не меньше полтонны воды и в ней таки утонул «луч света в тем...

Египетский урок французского абсурда, или Опасные капризы из Гизы

Является ли французский драматург-абсурдист Эжен Ионеско, совершенно бессмысленный и беспощадный на первый (неопытный) взгляд, программным автором для тех, кто к ярым театралам и добросовестным филоло...

То об Чехова, то снова об Чехова

Сумрачен и неоднозначен мир с другой стороны сцены – все в нем теряет четкие очертания, все привычное становится зыбким, а земля уходит из-под ног. И, если ты – молодая актриса, будь, пожалуйста, ост...

Каллиопа мне ближе и роднее

Поклонник эпической поэзии Александр Глузман говорит, что воспринимает театр как некую философию жизни, как отражение определенных идей, которые существуют в цивилизации, национальной и мировой культу...

Шинель с энергетикой

«Все мы вышли из Гоголевской «Шинели» - это Достоевский, вероятно, сказал специально, чтобы актеры театра музыкально-пластических искусств «Академия движения» эффектно вышли из огромного муляжа партик...

Статуя превращается… превращается…

Нет такого театра в мире, где бы ни ставилась «Пигмалион» Бернарда Шоу. Это – «вечнозеленая» история. Почему она всех интересует? Потому что в ее основе лежат взаимоотношения мужчины и женщины, а уж ...

Если я чего решила, то выпью обязательно!

Вот так, словами Высоцкого охарактеризовала Жанна Герасимова свой приезд на конкурс «Театр.Чехов. Ялта». Спектакль, который четыре сезона в Польше принимают на аншлагах и на браво стоя, покорил и мест...

«Она раздвинула, как крылья, свои коленки предо мной…»

После того, как Набоков написал «Лолиту» у нас всех, вроде бы появилось право поговорить об эстетике непозволительных отношений. Но, чу! Комиссия по нравственности и морали не дремлет, поэтому сразу ж...

Пенсионерам младшего школьного возраста посвящается…

В этом году Юрий Хармелин привез «на юга» свою любимую «Нюру Чапай»....

В подарок – самое лучшее

Актеры из Таджикистана привезли в Ялту даже не жемчужину, а жемчужную глыбу восточного эпоса – оживший на сцене миф «Рустам и Сухраб»....

Все на психотерапию!

Александр Мардань известный автор не только в современной драматургии. Если бы существовал сборник цитат о театре, Александр Евгеньевич там был бы весьма объемно представлен. Хорошо известны высказы...

В компании с Чеховым

На V Международном фестивале театрального искусства прославленная ялтинская сцена гостеприимно принимала коллективы с Украины, из России, Молдавии, Таджикистана, Саудовской Аравии, Египта, Польши....

«Театр. Чехов. Ялта» отпраздновал первый юбилей

С 11 по 17 сентября в городе проходил уже пятый Международный фестиваль театрального искусства «Театр. Чехов. Ялта», который по традиции собирает творческие коллективы из многих стран мира, приезжающи...

Тринадцать, или Счастливое число для V Международного театрального фестиваля в Ялте

«Чертовая дюжина» разноплановых творческих коллективов, представивших широкую палитру театральных жанров, — нынешняя особенность встреч на крымской земле....

Хроника фестиваля, или Расширяем границы

В 2008 году в полную силу заработал Театр им. А. П. Чехова, и в этот же год прошел первый Международный фестиваль «Театр. Чехов. Ялта». То, что фестиваль позиционировался именно как международный, под...

Рожденный морем, солнцем и горами

Завершился праздник любителей театра — V Международный фестиваль театрального искусства «Театр. Чехов. Ялта». Произнесенные Юрием Рыбчинским, народным артистом, председателем жюри, слова «объявляю фес...

Ялтинский театр им. А.П. Чехова. Все права защищены. All Rights Reserved. Copyright © 1998-2017
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Реклама: